+7 (812) 325 84 00

+7 (499) 322 07 96

Как превратить затраты в инвестиции

07.11.2005

Сегодня все чаще говорят о переосмыслении традиционных подходов к информационным технологиям. Аналитики и практики постепенно отказываются от понимания программного обеспечения как товара, который можно купить в магазине и сразу применить на благо бизнеса. Оказывается, что каким бы «коробочным» ни было решение, оно не гарантирует успеха и повышения эффективности управленческих процессов. А это означает, что перед внедрением любого ИТ-продукта следует задуматься и взвесить, каковы преимущества и недостатки проекта. Способов такой оценки немало, но на каком из них остановить выбор?

О том, как относиться к затратам на ИТ и каким образом их можно оценивать, мы беседуем с директором по развитию компании «Поликом Про» Сергеем Курьяновым.

- Сегодня ИТ-решения уже не рассматриваются как панацея от всех бед, поэтому встает вопрос: как оценивать их эффективность для бизнеса?

- Действительно, внедрить любое решение можно по-разному и в некоторых случаях вообще никаких выгод от этого не получить. Задача ИТ-компании, внедряющей продукт, именно в том, чтобы помочь клиенту получить от этого продукта максимум бизнес-выгод. Но для того чтобы эти выгоды реализовать, нужно вначале суметь их подсчитать.

Есть разные подходы к оценке эффективности ИТ-проектов. Самый простой - подход от затрат: ИТ-директору выделяется конкретный бюджет, его задача - эти деньги оптимально распределить. Другие предлагают исходить из полученной экономии: снизили затраты времени и издержки на оформление документов, вычислили экономию, сравнили ее с бюджетом проекта; если экономия больше, чем затраты, значит, проект окупился.

Но ни в том ни в другом случае нет связи между результатами внедрения и показателями эффективности бизнеса. А ведь задача любых инвестиций, в том числе и инвестиций в ИТ, - не получить операционные эффекты, а достичь определенных финансовых и рыночных показателей.

- Но ведь есть и инфраструктурные технологии, без внедрения которых просто невозможно работать?

- Да. есть и инфраструктурные решения. Бизнес сегодня не обходится без телефонов, и он точно так же не обходится без компьютеров, сетей, операционных систем. Эти вложения неизбежны, хотя это тоже инвестиции; их обычно оценивают, опираясь на совокупную стоимость владения платформой и исходя из таких критических показателей, как доступность сервиса.
Но если мы говорим о бизнес-приложениях, то расходы на них нужно рассматривать именно в разрезе, принятом для инновационных проектов. И тогда понятно, что эффект производят не сами информационные технологии, а бизнес-процессы, которые ими поддерживаются. ERP-система - процессы управления ресурсами, CRM-система - процессы обслуживания клиентов, ЕРМ-система - процессы управления проектами.

Именно поэтому внедрения ИТ-решений нужно рассматривать как инвестиционные проекты, при этом не отрывая эффект бизнес-приложений от эффекта бизнес-процессов в целом. Как их оценивать? Нужно составить систему сбалансированных показателей, где устанавливаются общие цели проекта, определяются финансовые параметры, которых нужно достичь, ориентируясь на новые процессы. Таким образом, инвестор не измеряет эффект, а устанавливает его в качестве цели.

- И как этот способ применяется на практике?

- В России, к сожалению, почти никак. Менеджеры научились считать деньги, и любой директор мечтает, что система даст ему какие-то бизнес-выгоды, но какие именно, он не знает. Компании, внедряющие решения, могли бы помочь заказчикам это понять, но не хотят отвечать за бизнес-эффекты. Они готовы отвечать лишь за то, насколько технически и методически правильно проведено внедрение. При этом и выбор поставщика, и выбор решения - вопрос веры. ИТ-компании не гарантируют достижения определенных финансовых показателей, но заказчики и не задают таких вопросов. И платят столько, насколько верят исполнителю.

На Западе, в отличие от России, вос­требованы независимые консультанты, которые занимаются подсчетом окупаемости инвестиций в ИТ. Это, конечно, не решает всех проблем, потому что независимый консультант не отвечает за произведенные заказчиком расходы. Но это уже серьезный шаг вперед.

- Как должно строиться взаимодействие заказчика и ИТ-компании, чтобы обеспечить ориентацию на те бизнес-эффекты, о которых мы говорили?

- Например, российские менеджеры на компьютерное и программное оснащение рабочего места смотрят как на затра­ты. А ведь это инвестиции в эффективность труда, в поддержку тех людей, которые производят продукты и услуги. Руководители думают, как бы поменьше вложить средств в эти рабочие места. Но вопрос должен ставиться иначе: как и сколько нужно вложить, чтобы повысить производительность? Чтобы ее повысить, нужно изменить характер труда, и задача ИТ-консультанта - объяснить, как сделать этот труд более эффективным.

Поставщики ИТ-решений должны научиться управлять экономическим эффектом своих проектов. Нужно четко сказать: мы продаем не софт, а новое качество управления. А клиент должен ставить перед ИТ-компанией цели из области своего собственного бизнеса, чтобы она понимала, в какую сторону направлять усилия при внедрении.

- То есть движение должно быть обоюдным?

- Да. Правы те клиенты, которые при описании возможностей продукта стремятся перейти к бизнес-логике. Как-то мне довелось продавать систему управления складом, и мы рассказывали клиенту, как быстро она работает и что компания сможет сократить штат бухгалтерии. Директор компании ответил: "Мне нравится ваш продукт. Я не уволю бухгалтера, а, наоборот, найму еще одного для работы с программой. А эффект получу за счет повышения оборачиваемости товара на складе: я вижу возможности для этого в вашей системе». Как видите, пользова­тель оказался более продвинутым, чем разработчики и внедренцы.

Сейчас рынок находится в точке перелома, и таких пользователей становится все больше. А мы должны двигаться им навстречу. Нужно просто перестать бояться ответственности и сказать клиентам: мы будем добиваться результата вместе, будем вместе искать и создавать экономический эффект от реорганизации бизнес-прооцессов.

Журнал "Эксперт Северо-Запад", №42

Автор статьи - Антон Ширихов


Возврат к списку


Антивирусы

11 апреля в 11:00 web-семинар "Защита от утечек конфиденциальной информации"


Подробнее

                
new-2023.png